САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
"ОХРАНА"

«Роль саморегулируемой организации в разработке и внедрении  передовых  организационно-правовых   технологий в сферу безопасности».

Сегодня всё ещё продолжают говорить о том, что система саморегулирования не подходит для России. Да, необходимо признать, что в настоящее время единого стройного образа саморегулирования не сложилось ни в представлении общества, ни в представлении государства, ни в представлении бизнеса, и что самое главное, в представлении граждан.

Однако дефекты практики, проявившиеся на первых шагах становления института саморегулирования в России, не могут являться основанием для его ликвидации. Государство и бизнес едины во мнении, что механизм саморегулирования  на текущую перспективу, несмотря на сравнительно небольшой  национальный опыт его применения, является эффективным стимулом для хозяйствующих субъектов раскрыть  свой  потенциал в условиях коллективного предпринимательства.

 

Одним из последних примеров наступательного движения саморегулирования в социально значимых отраслях является вступление в силу 11 января 2016 года Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Центральный Банк России не устоял под натиском саморегулирования, но, тем не менее внёс значительные ограничения для участников финансового рынка – саморегулирование является обязательным, организация может получить статус саморегулируемой, если объединяет в своем составе не менее 26 процентов компаний, осуществляющих соответствующий вид деятельности. По предположениям Центрального Банка в каждой сфере финансового рынка будет существовать не более трех саморегулируемых организаций.

 

Уважаемые коллеги!

После принятия закона «О саморегулируемых организациях» в Российской Федерации СОЗДАНЫ БАЗОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ для того, чтоб бизнес смог отказаться от избыточного контроля государства и самому устанавливать стандарты своей деятельности и правила ведения своего бизнеса, взяв на себя коллективные обязательства не на словах, а на деле по соответствию корпоративным нормам. Бездействие в нынешних условиях, безинициативность, нежелание использовать представленные этим федеральным законом возможности самоорганизации, самоуправления и саморегулирования можно расценивать, как недальновидную позицию. По сути  - это отказ от предложения быть равноправным партнёром  в диалоге с государством, от мощного инструмента развития собственного бизнеса.

 

Саморегулирование, в том числе  в негосударственной сфере безопасности,  следует рассматривать как институт, обладающий всеми основными формами экономической системы, использующим  предоставленные федеральным законом правовые инструменты взаимодействия между государством, бизнесом, обществом и потребителями услуг. Саморегулирование – это инструментом консолидации наших совместных усилий, который позволит нам всем и каждому в отдельности решить как текущие, так и стратегические проблемы нашего бизнеса. Задача сегодняшнего дня - грамотно и эффективно воспользоваться этим инструментом.

 

Несомненно перспектива развития саморегулирования в области частной охранной деятельности во многом  зависит от окончательной редакции нашего профильного закона «О частной детективной и охранной деятельности, федерального закона «О саморегулируемых организациях» и подзаконных актов.

Предпринимательское сообщество не должно ждать, когда Государство предпримет дополнительные действия, направленные на развитие саморегулирования в отрасли. То, что зависит от самого предпринимательского сообщества, необходимо выполнять независимо от действий других участников процесса.

Государство пойдет на диалог и взаимодействие с Сообществом, когда увидит, что Сообщество заинтересовано в развитии саморегулирования и прилагает к этому соответствующие усилия, демонстрирует конструктивные инициативы.

Для кардинального движения в сторону саморегулирования необходимо изменение мышления представителей предпринимательского сообщества, переориентирование его активности на создание условий для добросовестной конкуренции и качества продукта деятельности в условиях финансового кризиса и экономических санкций в отношении России.

 

К сожалению, негосударственная сфера безопасности не может похвастаться широкой степенью представительства предпринимательских структур в саморегулируемых организациях. В охранном бизнесе это представительство не превышает 1%. Согласитесь, что это ничтожно мало и говорить о том, что институт саморегулирования является полноправным субъектом негосударственной сферы безопасности не приходится, поскольку система саморегулирования может считаться таковой только при условии полного охвата ею всех или большинства субъектов деятельности.

 

Несомненно то, что только максимальная вовлеченность субъектов охранного рынка в саморегулирование изменит практику управления охранной отраслью, значительно повысит степень влияния охранного бизнес-сообщества на принятие государством нормативно-законодательных и управленческих  решений, прежде всего для решения вопросов непосредственно на местах - в муниципальных и региональных образованиях.

 

Тем не менее, негосударственную сферу безопасности не считают аутсайдером в саморегулировании. Наиболее активными и дальновидными представителями отрасли заложен фундамент строительства отраслевого саморегулирования.

 

В результате целенаправленной и результативной работы инициаторов саморегулирования в сфере частной охранной деятельности на сегодня созданы и действуют 11 СРО. Ими разработаны Стандарты охранной деятельности, которые согласованы с соответствующими государственными органами. В качестве примера можно привести согласование Стандартов СРО НП «Охрана» в РОССТАНДАРТЕ. На базе разработанных, согласованных и утвержденных стандартов экспертами Комитетов саморегулируемых организаций ведется работа по их адаптации к требованиям федеральных министерств и ведомств. Так специалистами  СРО НП «Охрана» подготовлены Регламенты «Организация охранной деятельности на объектах министерств российской федерации силами охранных организаций негосударственной сферы безопасности и взаимодействие с органами обеспечения безопасности». Регламенты находятся в Министерствах на согласовании.

 

Саморегулируемые организации уделяют самое пристальное внимание выявлению, формированию и культивированию ценностей, которые, разделяются её членами и соответствуют стратегии организации. Управление ценностями является одним из  элементов управления объединёнными ресурсами саморегулируемых организаций.

 

Система ценностей базируется на следующих положениях:

  1. Развитие отрасли в целях повышения качества охранных услуг, удовлетворенности потребителей – это одна из основных форм профессиональной и личностной самореализации;

  2. Развитие членов СРО осуществляется исключительно через коллективные формы стратегического планирования и  следование корпоративным нормам сообщества.

  3. Материальное вознаграждение рассматриваться не как самоцель, а как следствие эффективного менеджмента и  качественного предоставления услуг.

  4. Системное  повышение  профессионализма сотрудниками всех должностных уровней и функциональных направлений.

 

Источником новых организационно-правовых подходов должно  послужить  объединение государственного и частного ресурсов в форме государственно-частного партнёрства (ГЧП). Саморегулируемые организации, проанализировав резервы возможностей, заявили о своей готовности  к такому виду сотрудничества как ГЧП.  В частности СРО НП «Охрана» разработала ПРОЕКТ «Создание системы управления комплексной безопасностью на объектах государственных учреждений c привлечением потенциала охранных организаций негосударственной сферы безопасности».Взаимодействие участников ПРОЕКТА основывается на принципе государственно-частного партнёрства. ПРОЕКТ направлен в Национальный антитеррористический комитет для экспертного согласования.

Коллеги!

Каждого из нас, являющихся руководителем или собственником охранных организаций, всегда волнует вопрос устойчивого развития наших организаций. Но существует ряд эконмических факторов, преодолеть которые в одиночку не только трудно, но и в большинстве случаев просто не возможно. Это:

  • ухудшение инвестиционного климата в России, сокращение капитала и объектов экономической деятельности, жесткая экономия  бюджетных расходов, в том числе и на услуги по физической защите муниципальных, региональных объектов;

  • риск проникновения иностранного капитала в наиболее привлекательные для охранных структур российские активы, в связи с  перспективой вступления России в ВТО;

  • не сбалансированная и не регулируемая государством тарифная политика, приводящая к демпингу по предоставлению охраны;

  • сложившийся экономический подход к организации физической защиты, в котором в тарифах предусмотрены только текущие расходы и заработная плата сотрудников, лишающая возможности охранным предприятиям планировать свое развитие и необходимые изменения; 

  • недостаток собственных оборотных средств частных охранных организациям для развития;

  • возрастающие требования заказчиков о необходимости обеспечения и расширения комплексности охранных услуг при отсутствии у охранных организаций собственных средств;

 

Для решения перечисленных проблем необходима консолидация усилий и ресурсов охранных организаций через механизмы саморегулирования.

Деятельность саморегулируемой организации не ограничиваются разработкой стандартов и правил профессиональной деятельности,  контролем их надлежащего исполнения. Предметом саморегулирования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях» «является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемую организацию».   Таким образом предпринимательская деятельность охранных организаций – членов СРО не только не находится за рамками целей и задач саморегулирования, но является краеугольным камнем её стратегии и тактики. СРО должно разрешать на системной основе проблемные, не преодолимые самостоятельно вопросы, которые интересуют рядовых участников охранного рынка. А интересуют их ритмичная рентабельная работа, прозрачные условия конкурентных рыночных отношений, объективность и формальное равноправие при распределении государственного заказа, а правильнее было бы понятные и прозрачные условия в получении преференций от заказчиков при размещении государственного заказа, включая антикоррупционную составляющую.

СРО централизованно изыскивает, разрабатывает и рекомендует к использованию своим членам оптимизационные и новационные технологии  бизнес-деятельности, суть их заключается в том, что они могут быть приняты заказчиками только при надлежащей гарантии декларируемых обязательств, а гарантом при этом является саморегулируемая организация. Это обмен материально-техническими, интеллектуальными, организационными ресурсами, проектное соинвестирование, разработка совместных инициатив и их реализация по расширению видов услуг и работ, покрытие территориально разобщенных и разветвленных объектов заказчика, что свойственно для российской инфраструктуры, создание Центров мониторинга, Центров приема и обработки информации, групп быстрого реагирования, работающих на несколько предприятий, повышение конкурентоспособности охранных услуг на основе внедрения систем управления качеством. Этот синергетический эффект может стать началом  курса на повышение конкурентоспособности охранных услуг на основе внедрения систем управления качеством. Такой подход дает возможность объединять и рационально реализовать скрытые потенциалы  субъектов СНБ и исполнительной власти.

Как видите, начало в реализации норм закона «О саморегулируемых организациях» практикой охранных предприятий, объединённых в СРО,  заложено.

Вместе с тем, остаются нерешенными комплексные проблемы, характерные для осуществляемых преобразований в сфере частной охранной деятельности, решение которых во многом зависит от совершенства нормативной правовой базы. Уже очевидно, что законодательное регулирование в системе НСБ должно быть сориентировано в сторону эффективного развития ее субъектов через технологии саморегулирования и государственно-частного партнерства. И при этом давало бы возможность корректироваться федеральными образованиями в соответствии с факторами безопасности на местах.

 

В условиях отсутствия концептуально выверенной  политики мер государственного стимулирования процесс самоорганизации хозяйствующих субъектов может стать  мало предсказуемым и принять затяжной характер. По нашему мнению,  для повышения стимулов к развитию саморегулирования в системе НСБ, необходимо внести в законодательство об охранно-сыскной деятельности нормы о саморегулировании, с целью приведения отраслевого законодательства в соответствие с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

 

Заканчивая своё выступление предлагаю внести в резолюцию IV Всероссийского совещания Негосударственной сферы безопасности  следующие предложения:

1.В связи с необходимостью развития саморегулирования в частной  детективной и охранной деятельности представляется целесообразным внести поправки в ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", предполагающие создание и функционирование саморегулируемых организаций.

2.Учитывая значимый потенциал НСБ в  обеспечении национальной безопасности включить в ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" положения определяющие:

  • порядок и условия  задействования органами законодательной и исполнительной власти саморегулируемых организаций в решении государственной задачи по обеспечению национальной безопасности;

  • порядок предоставления членам СРО преимуществ при конкурентной форме отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ для государственных и муниципальных нужд. Основание: наличие утверждённого и обязательного для исполнения Стандарта деятельности, согласованного с органами исполнительной власти, наличие действующей системы управления качеством услуг.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Яндекс.Метрика                              САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗ "ОХРАНА"





""

Уведомление